Пн-Чт с 9:30 до 18:00
Пятн. с 9:30 до 17:00
Москва, ул.Обручева, д. 34/63 стр.1

История гравировки древнего мира

История гравировки древнего мира

В самом общем смысле гравировка - это вырезание или процарапывание на поверхности камня, дерева, металла или стекла узоров, орнаментов, картин и надписей так, что получаются рельефные изображения. Гравировка является самостоятельным искусством, которое позволяет сделать из любых металлических вещей настоящий шедевр. Также используется в качестве промежуточного технологического процесса, в печатном деле при вырезании клише - печатных матриц, и при нанесении рельефа на поверхность пломбираторов, пломбиров и печатей, для получения уникального оттиска на свинце, пластилине при опломбировании, или уникального чернильного отпечатка на юридическом документе.

Гравировка выполняется ручными инструментами или с помощью специальных гравировальных машин и станков. Прообразами гравировки считаются рисунки, выдолбленные первобытными людьми на стенах пещер и отвесных скалах. Испокон веков человеческому роду свойственны тяга к прекрасному и творческое самовыражение во всех областях, в том числе издавна люди декорировали предметы повседневного обихода. Гравировка по праву считается древнейшим способом художественного украшения и оформления предметов быта, оружия и доспехов; с тех далеких времен, как человек начал обустраивать своё жилище и освоил простейшие инструменты, древние мастера стали использовать гравировку в художественных целях.

Наиболее ранние образцы искусства гравировки были найдены на территории современного Ирака в области, которая находиться между средним и нижним течением двух рек - Тигр и Евфрат. Этот исторический регион называется Месопотамия (другие названия Междуречье или Двуречье, происходит от сочетания двух древнегреческих слов, которое в буквальном переводе означает «посередине рек»). Археологические находки относятся к III тысячелетию до нашей эры, к эпохе древнего государства Шумер. Это большое количество глиняной посуды, бронзовые оружие и доспехи, украшения и другие вещи из меди, серебра и золота. Изображения на этих вещах содержат ритуальные, мифологические и космологические сюжеты с участием людей, животных, растений и мифических существ. Кроме того, как правило, встречаются и выгравированные надписи, так как жители Шумера, несмотря на глубокую древность уже имели алфавит и более того, являлись создателями одной из самых первых известных человечеству письменностей - знаменитой клинописи.

Среди находок часто можно встретить глиняные цилиндры с гравировкой и сквозным продольным отверстием посередине, которые использовались в качестве печатей: их прокатывали по сырой глине, оставляя оттиск на ней. Многочисленность найденных цилиндрических печатей свидетельствует о большой их распространенности и важности в жизни древнего Шумера. Печать в Шумере играла роль предмета идентифицирующего личность при заключении торговых сделок, поэтому ей обладал почти каждый свободный гражданин.

Ещё одно древнее государство, жители которого в III тысячелетии уже были знакомы с письменностью - это Китай. Причем в нём придавалось не меньшее, а даже большее значение печатям. Об этом свидетельствует факт, что в китайских музеях печати занимают отдельную особую экспозицию, а в высших учебных заведения Китая по ним читается специальный курс. История искусства гравировки печатей в Китае насчитывает более чем 3500 лет, а своего расцвета достигло в эпоху Борющихся царств (475-221 годах до нашей эры), когда печатью обладал каждый чиновник и почти каждое частное лицо. Она являлась обязательным атрибутом любого государственного служащего, символом его власти и полномочий. Наиболее высокопоставленные лица китайской империи получали печать в подарок из рук самого императора. В Китайской Империи изготовление печатей занимало особое почетное место и входит в список традиционных китайских искусств, наряду с поэзией, живописью и каллиграфией, и даже сочетает в себе все эти виды искусства.

Основная трудность при гравировке печати состоит в том, что на сильно ограниченной, маленькой площади, автору надо разместить несколько иероглифов и рисунков так, чтобы печать не только легко читалась на документе, но и представляла собой изящную, сложную и законченную композицию. Китайские мастера использовали различные материалы: дерево, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы. Причем выбор материала зависел от социального или должностного положения владельца. Частные лица использовали деревянные печати, из рога или из недорогих металлов, которые использовались для идентификации документов, или в качестве талисманов привлекающих удачу. Высокопоставленные чиновники пользовались печатями, вырезанными из дорогого камня или драгоценного металла. Традиционно императорская печать изготавливалась из чистого золота.

Гравировка на золоте традиционно была широко распространена в Древнем Египте, где оно высоко ценилось и ему придавали особое, мистическое значение. Золото в Египте символизирует солнце и солнечный свет и олицетворяет наиболее почитаемого из богов - бога солнца Ра. Раскопки египетских гробниц принесли археологии и истории множество древних предметов, которые датируются XXVIII-XXII веками до нашей эры. Это бронзовая посуда, чаши для жертвоприношений, медные и золотые украшения: кольца, серьги, браслеты и ожерелья. Все они украшены искусными и замысловатыми узорами, которые поражаюттонкостью исполнения и изяществом форм. Однако египтяне использовали гравировку не только для оформления ювелирных изделий, но и как самодостаточную технику нанесения изображений на металлический «холст». Найденные археологами металлические пластины выполнены из золота и несут на себе в основном религиозные сюжеты, связанные с погребальным ритуалом, либо сюжеты, отражающие светскую жизнь египтян, состоящую в поклонении земному божеству - фараону.

Большая популярность и широкое распространение гравировки во времена древности обусловлены относительной простотой её исполнения, не требующей дополнительных расходных материалов, таких как крайне дорогостоящие в те времена и очень нестойкие краски и красители. При этом искусство гравировки открывает широкие возможности творческой выразительности автора в сочетании с большой художественной ценностью и эстетической красотой. Великолепные работы древних мастеров завораживают изяществом и тонкостью, несмотря на далекие от совершенства инструменты. Благодаря большой долговечности и устойчивости к неблагоприятным условиям, современные историки, антропологи и археологи имеют большое количество вещественных памятников. На основании их анализа и изучения наука и общество многое узнали о мировоззрении, культуре и быте древних цивилизаций, о повседневности народов, которые жили на нашей планете более 4 тысячелетий назад.

Заказать нашу продукцию можно на сайте или по телефону. Осуществляем доставку по всей России, а также в Нижний Новгород.

Андрей Буртасов специально для сайта mosplomba.ru